<?= Html::encode($this->title) ?>

Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции
Как рост прямых иностранных инвестиций мог бы повлиять на потоки международной торговли и политическую напряженность, которую вызывают эти подвижки? Торговая статистика – одна из наиболее политически деликатных статистик. В конце 1980-ых и начале 1990-х огромные положительные торговые балансы Японии постоянно афишировались как доказательство экономического доминирования Японии. 21-летний непрерывный период дефицита торгового баланса Америки обычно преподносится как доказательство экономической слабости страны. Многие критики ожидали, что международный рост прямых иностранных инвестиций ухудшит эти "проблемы". Между 1991 и 1995 годами сумма потоков удвоились до 315 миллиардов долларов. В Соединенных Штатах противники Северо-Американского соглашения о свободной торговле, подписанного в 1994 году, опасались “огромного втягивающего эффекта”, поскольку внутренние производители обслуживали американских клиентов с новых производственных предприятий с низкой заработной платой Мексики. Политики многих развитых стран опасались, что резкое повышение инвестиций в Китае вызовет огромный приток импортных товаров народного потребления. До сих пор критики были не правы. В связи с тем, что прямые иностранные инвестиции стремительно выросли, торговля стала более сбалансированной. Хотя торговый дефицит Америки является почти таким же в долларовом эквиваленте, как и в конце 1980-х, это составляет лишь 2.5 % ВВП, по сравнению с 3.4 % в 1987 году. Но положительный торговый баланс Японии, который достиг максимума в 4.7 % ВВП в 1986 году, теперь менее 2 %. Почему торговля, на первый взгляд, движется ближе к балансу? По данным статьи Экономические Перспективы в ОЭСР, опубликованной в прошлом месяце, важной причиной является изменение компаниями способов инвестирования в зарубежные страны.

Куда направляются иностранные инвестиции?

Экономисты ОЭСР изучили поведение американских и японских компаний, которые инвестируют в заводское оборудование и собственность, или приобретают крупные доли в действующих фирмах за пределами родных стран. Они обнаружили базовые различия в способе, которым компании различных стран планировали свои стратегии. Оказывается, что эти различия учитывают большую часть недавних изменений в торговле. Американские компании инвестируют за границей, главным образом, для обслуживания внешних рынков, а не для производства готовой или частично готовой продукции, которая будет отправлена обратно домой. В 1992 около две трети продаж иностранных филиалов американских компаний происходили в регионах, в которых они находились. В Европе с начала 1980-х эта акция была довольно застойной. Филиалы американских компаний в Азии все более и более обслуживают рынки этого региона. Азия насчитала 62 % продаж тех филиалов в 1992 году по сравнению с 41 % в 1982 году. Только в Канаде и Мексике есть многочисленные данные о том, что американские компании делают инвестиции для обслуживания американского рынка. 26% продаж американских предприятий в этих странах в 1992 году приходилось на Соединенные Штаты, по сравнению с 18 % в 1982 году. Это соотношение могло увеличиваться далее после вступления в силу в 1995 году Северо-Американского соглашения о свободной торговле.

Иностранные инвестиции в Азии

Японские компании, напротив, все чаще возвращаются на родину, расширяясь за границей. Приблизительно 10 % общего объема производства японских компаний в 1995 году приходилось на заграницу, по сравнению только с 4 % в 1986 году. Почти все, что японские компании производят в Америке, продается там. Но возросла пропорция экспортированного оборудования азиатских филиалов японских компаний в Японию. Японские продажи в 1992 году составили 16 % всего оборота азиатских филиалов, по сравнению только с 11 % десять лет назад. Экономисты OЭСР утверждают, что это изменение в природе иностранных инвестиций Японии будет иметь длительные воздействия на торговую структуру страны. Импорт из иностранных филиалов сейчас составляет 14 % всего японского импорта; в 1992 году он составлял только 4 %. В пропорции ВВП импорт товаров и услуг повысился с 9 % в середине 1992 г. до 12 % в середине 1996 г. Большая часть импорта товаров народного потребления приходится на японские производственные предприятия в Азии. Как все это перевести в торговую статистику? В принципе, в зависимости от определенных обстоятельств иностранные инвестиции могут влиять на экспорт и импорт многими способами. Предположим, например, что фирма строит предприятие за границей, которое будет обслуживать местные рынки. Продажи этого предприятия могут вытеснить экспорт из родной страны, сокращая положительный торговый баланс или увеличивая дефицит. Продажи могут также быть абсолютно новыми, и поэтому не оказать прямого влияния на торговый баланс.

Хитрая арифметика торговли

Существуют и другие осложнения. При строительстве предприятий за границей фирмы часто полагаются на отечественных партнеров, таким образом, строительство иностранного предприятия могло бы увеличить экспорт строительных материалов или оборудования. И после запуска предприятия некоторые комплектующие или полуобработанные материалы могут экспортироваться из дома для сборки за границей. Инвестиции могли бы быть не на предприятии, а в системе распределения продукции. Если система будет успешной, то экспорт на внешний рынок увеличится. Но иностранные инвестиции могут также быть основой производства для внутреннего рынка. Произвести продукцию за границей может быть дешевле, чем дома: заработная плата может быть ниже, если учесть разницу в производительности; иностранные правительства могут взимать более низкие налоги или представить инвестиционные стимулы. Подобные инвестиции с большей вероятностью могут увеличить отечественный импорт и сократить экспорт, поскольку зарубежное производство – это замена отечественного производства. Характерным примером этого может служить перемещение японских предприятий в Юго-Восточную Азию, откуда товары отсылают в Японию и по всему миру. Изменение в природе японских зарубежных инвестиций, по-видимому, сделало японский импорт более чувствительным к изменениям в импортных ценах. Таким образом, небольшие увеличения стоимости иены должны быть необходимы, чтобы вызвать данное увеличение импорта. Это означает, что крупные японские положительные торговые балансы могут быть менее постоянными, чем они были в прошлом. Являются ли изменения в структуре японских прямых зарубежных инвестиций постоянными еще, конечно, неизвестно. Более слабая иена, например, могла бы в конечном счете переместить некоторое японское производство из Юго-Восточной Азии назад в Японию, точно так же, как и сильная иена сделало иностранное производство изначально привлекательным. Но даже если изменяющиеся направления инвестиций действительно обуздают торговую неустойчивость, то они вряд ли навсегда успокоят обеспокоенность политиков борьбой за улучшение условий труда.
Топ 10 банков России
СберБанк
Лицензия: №1481
Альфа-Банк
Лицензия: №1326
ВТБ
Лицензия: №1000
Русский Стандарт
Лицензия: №2289
Международный Промышленный Банк
Лицензия: №2056 (отозвана)
Глобэкс
Лицензия: №1942
Национальный Банк Развития Бизнеса
Лицензия: №2795(отозвана)
Банк «ФК Открытие»
Лицензия: №2209
Банк Зенит
Лицензия: №3255