Как изменились кредитные цели россиян за 12 лет?

Банк Хоум Кредит проанализировал данные за 12 лет существования POS-кредитов (кредит на приобретение товаров, оформляемый в точках продаж). Если верить данным, то благосостояние россиян повысилось, а спрос сместился в сторону товаров длительного пользования. Средняя сумма покупки в кредит сегодня в 2 раза больше, чем 12 лет назад, в семейные доходы заемщиков – в 3 раза.

В 2002г. средний чек на покупку товара в кредит равнялся примерно 11 тыс. рублей. Сегодня эта сумма в 2,2 раза больше – 23,7 тыс. рублей. Больше всего увеличение заметно в секторе туризма (в 6,7 раз). Средний размер кредита на туристическую поездку – 56,4 тыс. руб. Как объяснил Александр Антоненко, директор департамента потребительского кредитования банка, структура спроса поменялась в связи с развитием сегмента. Турция и Египет приелись россиянам, и они ищут новых впечатлений в более далеких странах, да и отели теперь предпочитают более высокого класса. Свою роль сыграл и рост курсов валют, который увеличил стоимость путевок.  

В сегменте «Одежда» средний кредит увеличился в 4,7 раз и составил в текущем году 42,4 тыс. рублей. В сегменте «Мебель» сумма стала больше в 3,2 раза. Кредиты на покупку ювелирных товаров увеличились на 60%, а на стройматериалы – на 101%. А вот в сегменте «Связь» повышение за все 12 лет составило всего 40%.

Антоненко рассказал, что стабильный и медленный рост в этом сегменте обусловлен появлением новых и продвинутых гаджетов. Клиенты меняют телефоны на смартфоны. Вместе с тем у потребителей есть некий психологический ценовой барьер: далеко не каждый готов заплатить более тысячи долларов за смартфон, даже самый продвинутый. Поэтому и рост средней суммы чека в этом секторе ограничен.

Также Антоненко рассказал, что структура рынка потребительского кредитования менялась по мере его развития. Сначала люди массово покупали товары, которые облегчали быт, – микроволновки, стиральные и посудомоечные машины, холодильники. Затем спросом стала пользоваться мобильная техника. Сегодня покупка бытовой техники и смартфонов больше не представляет особых проблем, и люди переключились на покупку в кредит товаров длительного пользования – строительных материалов, мебели. Не забывают граждане и порадовать себя, охотно беря кредиты на туризм и одежду.

Как выяснилось, доходы росли быстрее, чем средняя сумма покупки. За 12 лет семейный доход заемщиков стал больше в 2,8 раз. В первые годы после появления в стране потребительского кредитования средний семейный доход клиентов-заемщиков был 13 тыс. рублей, а в 2014г. он возрос до 36,5 тыс. рублей.