Страховщики теряют деньги из-за падения рубля и кризиса рынка ОСАГО

«Ведомости» пишут, что сложившаяся экономическая ситуация привела к снижению прибыли страховых компаний, а некоторые страховщики даже терпят убытки.

Российский бизнес Allianz «нажил» за последние 9 месяцев 155 млн евро убытков, тогда как в прошлом году эта сумма составляла 7 млн евро. Комбинированный результат деятельности составил 141,8% (этот показатель свидетельствует об успешности работы компании: если он ниже 100%, то деятельность прибыльна, а если выше – убыточна). Татьяна Никитина, руководитель проекта «Рейтинги страховых компаний» Национального рейтингового агентства, объясняет такой результат прекращением розничных продаж. Компания уже сообщала, что сконцентрируется на корпоративном секторе. При этом урегулирование убытков в розничном сегменте продолжается.

У «Согласия» чистая прибыль снизилась с 30 до 0,6 млн рублей, то есть на 98%. Сборы упали с 31 до 25,7 млрд рублей. Юлия Шумилова, финансовый директор компании, объясняет это кризисом на рынке ОСАГО и негативной экономической ситуацией в стране. Весной «Согласие» изменило стратегию развития, запланировав повышение качества портфеля, что предполагает увеличение затрат. Шумилова утверждает, что такая ситуация прогнозировалась, и ожидается, что скоро результаты деятельности преломятся в сторону роста.

«Ингосстрах» потерял 17% прибыли и 4% сборов, по сравнению с 3-м кварталом прошлого года. Михаил Волков, гендиректор компании, объясняет, что в столь сложной макроэкономической ситуации сборы имеют второстепенное значение, гораздо важнее поддерживать финансовую устойчивость. Поэтому финансовые результаты по РСБУ за квартал не показательны –надо смотреть на динамику, а она положительная. Волков ожидает, что отчет по МСФО по итогам года отразит хорошие показатели. При этом он отмечает, что если результат этого года окажется хорошим, то это еще не значит, что так будет и дальше. Состояние экономики ухудшается, поэтому принимаются меры по повышению эффективности.

У «РЕСО-Гарантия» сборы выросли (с 44 до 47 млрд рублей), а вот чистая прибыль упала до 2,96 млрд рублей (на 37%). Игорь Иванов, замдиректор компании, объясняет рост убытков колебанием курсов валют.

Андрей Мартьянов, исполнительный директор СК «МАКС», рассказывает, что прибыль компании страдает из-за автострахования, но пока это компенсируется другими видами деятельности. Поэтому прибыль осталась на уровне прошлого года (около 190 млн рублей). Мартьянов пока не берется оценивать влияние финансового рынка, но уверен, что снижение курса рубля вызовет проблемы со стоимостью запчастей для импортных автомобилей, занимающие в выплатах 70% и более. По старым договорам придется платить по новым ценам.

Страховщики, у которых доля розницы и автострахования в портфеле меньше, чувствуют себя лучше. «Согаз» увеличил прибыль на 11% (до 12,3 млрд рублей), «ВТБ Страхование» – на 37% (5,8 млрд рублей). Но в целом, по выводам Сергея Савосина, финансового директора «АльфаСтрахования», в последние месяцы динамика ключевых показателей, равно как экономическая конъюнктура, не столь оптимистичны.