Могут ли банки повысить ставки по выданным кредитам

Коммерческие банки получили от Центробанка разъяснения относительно процедуры одностороннего повышения ставок по ранее выданным кредитам, пишут «Известия». Из документа, разосланного регулятором, следует, что повысить ставку по кредиту в одностороннем порядке банки могут лишь в двух случаях: если заемщик свыше 30 дней игнорирует обязанность по страхованию, и если в кредитном договоре прописана возможность изменения процентной ставки.

Разъяснения ЦБ относятся ко всем кредитным программам, которые предполагают страхование заемщика. Обязательное страхование действует только в случае с ипотекой. Все остальные кредиты могут выдаваться и без страховки, но, как правило, клиентам, отказывающимся оформлять страховой полис, банки предлагают займы под более высокие проценты, так как такое кредитование для них связано с дополнительными рисками.

В соответствии с законодательством, в случае невыполнения клиентом банка обязанности по страхованию свыше 30 дней, кредитная организация имеет право пересмотреть процентную ставку по выданному кредиту в сторону увеличения. Аналогично банк может поступить, если договор страхования был расторгнут клиентом.

Страховка может оформляться заемщиком в момент подписания кредитного договора, но не редки случаи, когда страховой полис приобретается после регистрации имущества. На выполнение этой процедуры отводится 30-дневный срок. В случае, если за это время получатель ипотеки не оформил страховку, банк вправе расценить это как невыполнение условий договора.

По словам Натальи Коняхиной, возглавляющей департамент ипотечного и потребительского кредитования СМП-банка, в случае отказа заемщика от страхования, банк может поднять ставку по кредиту на 5–10 п.п., в результате чего увеличиваются ежемесячные платежи, которые должен совершать получатель займа. Однако, как отмечает Коняхина, обычно заемщики стараются выполнять свои обязанности по страхованию, поскольку страховка снижает не только риски банка, но и риски самого заемщика.

Как сообщила заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская, в 2014г. расторгнуть действующий договор страхования захотели порядка 15% получателей кредитов. Однако, по словам Светланы Повикаловой, возглавляющей управление розничных продуктов Локо-банка, в связи с тем, что доходы населения снижаются, число заемщиков, отказывающихся от услуг страхования, растет.