<?= Html::encode($this->title) ?>

Корпоративные финансы – успешная профессиональная траектория

Корпоративные финансы – успешная профессиональная траектория
Ирина Ивашковская, ординарный профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, глава департамента финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Корпоративные финансы»*, о важности финансового образования, которое позволяет сделать карьеру в любой сфере экономики и может стать стимулом к постоянному творчеству на всю жизнь. Попробуем обсудить сегодня вызовы финансовому образованию, которые рождает такое неспокойное время и неблагополучное состояние экономики в России и в мире в целом. Выделю несколько важных аспектов. Первый – это целесообразность  именно финансового образования в период, когда экономика проходит полосу кризиса. Сразу отмечу, что пока еще финансовое образование, которое можно получить в Москве, не говоря уже об университетах в других городах, существенно различается по смыслу, наполнению и векторам развития. И я пытаюсь обсуждать исключительно современное финансовое образование, а не экономическое или высшее образование в целом.  Например, надо отчетливо понимать, что корпоративные финансы – это не «финансы предприятия», не просто подсчеты, калькуляции и оценки. Но есть еще много мест, где по сути это образование выстроено архаично, как финансы предприятия, пришедшие еще из времен социализма, как бы ни назывались эти финансовые дисциплины в учебных планах. А финансовое образование - особая разновидность экономического знания. Оно основано на понимании рыночного экономического пространства, принципов ценообразования  на финансовые ресурсы  и финансовые продукты (ценные бумаги) и услуги. Представляется, что как отдельная  область знания, корпоративные финансы как нельзя лучше соответствуют современным вызовам экономического образования. Здесь речь идет об изучении движения денег, а также других видов капитала как в бизнес (привлечение), так и из него (инвестирование). Для эффективной организации этой работы требуется методология, система принципов и концепций, необходимых для понимания и численной оценки мотивов поведения инвесторов (и собственников, и кредиторов, и менеджеров) по всей цепочке движения капитала и денег. Практике управления требуются разносторонние аналитические навыки для понимания движения ставок процента и доходности ценных бумаг, которые важны для выявления цен на финансовые ресурсы. Кроме того, эта область знаний скрупулезно изучает механизм формирования текущей и перспективной цены на сам бизнес как целое, на саму компанию, чем бы она реально ни занималась. Это предполагает умения оценить результаты деятельности, измерить количественно их именно в рыночной парадигме, то есть путем выявления рисков бизнеса и сопоставления результатов с рисками, а не просто через данные учета. Иными словами, корпоративные финансы – квинтэссенция современных знаний о финансах, о том, как, в каких процессах образуется прирост стоимости и цены компании, которые как раз и делают ее конкурентоспособной по сравнению с другими, а, следовательно, привлекательной как для партнеров, так и для инвесторов. Согласитесь, что учить этому никак недостаточно путем освоения всего лишь премудростей финансовой и управленческой отчетности, налоговой политики, других государственных политик, а также операционной стратегии компании. Необходимо учиться, а затем естественно и работать в ином измерении – в парадигме риска, доходности и ликвидности, мотивов носителей капитала (финансового, интеллектуального), а также мотивов носителей знаний по управлению капиталом. Второй аспект вызовов – доверие к финансовому образованию, тем возможностям, которые оно способно дать сегодня и  в ближайшем будущем  выпускнику университета. Когда речь идет о корпоративных финансах, то важно понимать несколько моментов. Первый – это универсальная академическая и профессиональная область. Ценовые механизмы на входе и выходе, мотивы, определяющие решения инвесторов и менеджеров, – все это не зависит от отрасли и сектора. Это профессиональная траектория, реализуемая в реальном и в финансовом секторах, в консалтинге, в исследованиях и аналитике; более того, и в публичной, и в закрытого типа компании, в государственной и семейной компании. Опыт показывает, что, понимая корпоративные финансы, можно работать в любой области бизнеса. Второй момент связан с тем, что обучение именно в современной парадигме риска и доходности тем более в постиндустриальной, информационной полосе развития общества невозможно без формирования разносторонних навыков и умения добывать знания, создавать прирост знаний и оттачивать мастерство в их использовании и в применении к решению конкретных практических задач. Без умения «высечь искру», создать крупицу нового знания и вкуса к такому сотворению знаний в этой области просто делать нечего. Хочу также подчеркнуть, что умение «творить новые крупицы знания» становится, если хотите, характером, а затем и судьбой – человек заражается этим навсегда, и поэтому будет всегда способен  развиваться творчески, расти и формировать свое окружение, где бы это не происходило – в России, в странах БРИКС, на развитых и развивающихся рынках. Не забывайте, что получение высшего образования - это своего рода колоссальная роскошь, акт, который каждый из нас вряд ли сможет осуществлять многократно в течение жизни.  Поэтому выбор корпоративных финансов возможен не только как области профессионального интереса, а, правильнее, наверное, как «любви до гроба», на всю жизнь. Вернемся к вызовам образованию. Третий аспект, который нельзя не отметить,  – это доверие, а точнее вера в «учителя», в коллектив, в его мудрость и искусность.  Может показаться парадоксальным, но для повышения устойчивости знаний у студентов и гибкости их применения потом в профессии, нужно, чтобы коллектив был сильным прежде всего именно в методологии. Чтобы реальный преподавательский коллектив был не только замечательно и всесторонне ориентирован в системе концепций, но и был фанатично предан глубине этой области знаний, имел выраженные амбиции, претендуя наращивать академическую область как таковую. Тогда появляется вкус к познанию реалий, совместимости теоретических представлений и совсем конкретных условий бизнеса. Вкус к выявлению процессов, текущих именно здесь и сейчас, их интерпретации и превращению в проекты бизнес-решений. Когда такой вкус в коллективе развит, адаптация учебного материала к реалиям обязательно происходит, причем неизбежно и абсолютно естественным путем. Потому что каждый учитель учится добывать новые знания все время сам, учится видеть действительность в ракурсе концепций, выделять то, что им соответствует и то, что не вписывается в них, развивая сами концепции и предлагая изменять реальность. «Корпоративные финансы»* - магистерская программа факультета экономических наук НИУ ВШЭ по подготовке профессионалов, способных развивать финансовое лидерство в управленческих и аналитических командах в самых разных отраслях.  Выпускники получат знания и навыки в области анализа политики фирмы в привлечении капитала, инвестициях, дивидендах, выкупах акций, оценке эффективности слияний, стратегий корпоративной диверсификации, реструктуризации; сможет осуществлять оценку стоимости компании в целом, оценку отдельных ее бизнесов. Все эти знания и навыки востребованы в самых разных отраслях экономики, не только в реальном, но и в финансовом секторе. Прием документов для поступления на программу открыт до 5 августа Подробнее http://www.hse.ru/ma/cf/
Топ 10 банков России
СберБанк
Лицензия: №1481
Альфа-Банк
Лицензия: №1326
ВТБ
Лицензия: №1000
Русский Стандарт
Лицензия: №2289
Международный Промышленный Банк
Лицензия: №2056 (отозвана)
Глобэкс
Лицензия: №1942
Национальный Банк Развития Бизнеса
Лицензия: №2795(отозвана)
Банк «ФК Открытие»
Лицензия: №2209
Банк Зенит
Лицензия: №3255