ЦБ поможет банкам обновить «черные списки» клиентов

Российские кредитные организации смогут актуализировать списки недобросовестных клиентов при помощи Центробанка и Росфинмониторинга. Эти ведомства проинформируют их о лицах, которые ранее получали отказ в обслуживании. Как сообщают «Известия», сейчас ведомства заняты разработкой нормативных документов, которые позволят усилить работу в этом направлении. Актуальность темы обусловлена тем, что в период финансовых неурядиц в стране вызывающие подозрение клиенты мигрируют в крупные кредитные организации.

Согласно существующему механизму, российские банки, отказав в обслуживании подозрительному клиенту, должны сообщать о нем в финансовую разведку. Это же правило распространяется и на других участников финансового рынка. Однако друг с другом игроки такой информацией не делятся. Для того, чтобы создать единое информационное поле и исключить злоупотребления, из Финмониторинга данные об «отказниках» будут поступать в Банк России, а регулятор, в свою очередь, будет способствовать актуализации «черных списков» банков.

Информацию кредитные организации будут получать в виде шифрованных файлов, содержащих данные о банке, отказавшем клиенту в обслуживании, дату принятия решения, а также сведения о самом клиенте-отказнике.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством участники финансового рынка имеют право прекратить действие договора или отказать в проведении операции клиенту, если есть основания полагать, что он пытается нарушить «антиотмывочный» закон.

Эксперты отмечают, что сейчас многие недобросовестные клиенты переходят в крупные банки, становясь клиентами которых им проще оставаться незамеченными в числе множества других клиентов. Только за прошлый год удалось обнаружить 96 тысяч фактов перехода клиентов-отказников в другие кредитные организации.

Всего отказ в обслуживании получили от банков 142 тысячи клиентов. По сравнению с 2014 годом эта цифра выросла втрое.

Как отмечает Дина Багатова, возглавляющая службу финмониторинга Бинбанка, Центробанк пытается создать глобальную систему предотвращения миграции недобросовестных клиентов от одного банка к другому. Если сейчас, попав в «черный список» одной кредитной организации, клиент может попытаться совершить сомнительную операцию в другом банке, то с появлением актуальных списков, доступных всем игрокам, это удастся предотвратить.