Евгений Бернштам: мы работаем там, куда даже Сбербанк и «Почта России» не дотягиваются

У многих людей предложения типа «деньги за час» традиционно вызывают отторжение. Тем не менее из-за невозможности взять кредит в банке в силу определенных обстоятельств люди все чаще приходят в микрофинансовые организации. В связи с этим достаточно молодой российский рынок микрофинансирования уверенно набирает темп роста.

Нововведения в связи со вступлением в силу закона «О потребительском кредитовании» должны пресечь деятельность недобросовестных участников рынка и, как результат, повысить доверие к тем организациям, которые смогут остаться «в игре». В частности, МФО теперь обязаны создавать резервы по ссудам и сообщать полную стоимость кредита. Последнее условие подобным организациям совсем не на руку, потому что ПСК из-за высоких процентов будет шокировать потенциальных клиентов.

Что касается создания резервов, то из-за высокой дефолтности портфелей, отчисления в резервы будут внушительными, что сильно ударит по капиталам МФО. В результате организации будут вынуждены тщательнее оценивать клиентов и чаще отказывать в выдаче денег.

С представлением о МФО как об организациях, которым нельзя доверять, успешно борется компания «Домашние деньги», работающая по другим принципам. О возможных последствиях нововведений, методах работы и портрете потенциального клиента мы побеседовали с Председателем Совета директоров группы компаний Adela Financial Retail Group, в которую входит «Домашние деньги», Евгением Бернштамом.

 

В своих интервью вы не раз упоминали о социальных функциях «Домашних денег», в числе которых повышение финансовой грамотности населения. Насколько это не контрастирует с тем, что обратившийся к вам человек значительно переплачивает? Урок грамотности в том, что берешь 30 тыс. рублей, а отдать нужно в два раза больше?

Когда мы говорим о социальном аспекте деятельности «Домашних денег», сумма займа не играет никакой роли. Здесь значение имеют другие составляющие. Кто является нашим клиентом? Это человек, получающий в месяц менее 30 тыс. рублей. Представьте себе эту сумму. Он похож на ребенка, который делает первые шаги, познавая мир. Так вот наш клиент, начиная с организации «Домашние деньги», знакомится с финансовым рынком и с финансовыми услугами, с помощью которых он может улучшить свою жизнь и свое благосостояние. Компания в этом смысле объясняет, что такое займ, пластиковая карта, как пользоваться этим куском пластика. Это то же самое, как вам объясняют в школе, как писать «мама мыла раму».

Сотрудник финансовой организации «Домашние деньги» приходит к вам домой и в привычной для вас обстановке начинает задавать житейские вопросы: кто живет рядом, есть ли у вас телевизор, может ли дядя Миша из соседней квартиры идентифицировать вас как Иван Иваныча и так далее. После получения ответов на простые вопросы наш агент оставляет вам тот самый кусок пластика, на котором уже есть деньги. И вы идете в любой магазин или в любую точку, где есть сложная машина с названием «банкомат». И это для вас первое в жизни общение с машиной, в которой надо набрать ПИН-код. Что это такое вам показывает наш агент и рассказывает, что он находится в отдельном конверте, что это четыре цифры, без набора которых вы не сможете получить ваши деньги, что карточка не станет активированной и так далее. После этого человек получает деньги, и с этого момента начинается постижение уроков финансовой грамотности. Это очень важная социальная функция, потому что таких людей за пределами Садового кольца, по оценкам различных консалтинговых агентств, более 70 млн человек. Особенно если учитывать то, что мы работаем преимущественно в малых городах и поселках городского типа, куда даже Сбербанк и «Почта России» не дотягиваются.

Хотелось бы также отметить, что в компании «Домашние деньги» сегодня работают более 5 тыс. человек, и это, в основном, молодежь от 20 до 28 лет. Если предположить, что у каждого из них есть семья, то около 15 тыс. человек имеют постоянный доход и крышу над головой. А эти 5 тыс. работников  имеют рабочие места. Кстати, с учетом возраста они тоже познают первые уроки финансовой грамотности, но в другой плоскости, как сотрудники финансовой компании. Для этого сначала с ними проводится обучение высокого уровня. Те люди, которые у нас работают год и более, становятся профессионалами своего ремесла, которым открыты все дороги в любую финансовую организацию нашей страны.

Насколько известно, агенты компании живут в тех же районах, в которых работают. Проводится ли с ними работа, чтобы не было соблазна выдавать займы своим знакомым?

Для нас важно, чтобы расстояние между домом агента и местом его работы не превышало 10-ти минут пешим шагом. И это не из соображений гуманности, а из соображений практицизма и рациональности. Почему? Наш агент должен знать, где места общего скопления людей, такие как кинотеатры, станции метро, школы, супермаркеты, поликлиники… Он должен знать в лицо всех жителей своего микрорайона, в малых городах вообще не обсуждается – это типовая вещь, потому что там существует даже пословица: хороший сосед лучше дальнего родственника. На Москву это мало распространяется, потому что люди мигрируют здесь намного чаще, и мало кто общается с соседями, а в малых и средних городах это довольно часто встречающееся явление.

Условие, чтобы агент жил в том же районе, где работает, – основа нашего бизнеса. Вообще наш самый лучший сотрудник – бывший клиент, который взял у нас займ и погасил его. Представьте себе, что из почти 4 тыс. агентов, которые сегодня работают в компании, такое ядро уже составляет более 3-х тысяч. Таким образом, более 75% – это наши бывшие клиенты. Будучи с той стороны баррикад, как потребитель финансовых услуг человек уже усвоил первые уроки финансовой грамотности, потом прошел более углубленное обучение и теперь работает как профессионал. И тем, кто тратит на эту работу от 6-ти часов в день, обеспечен очень хороший заработок.

Однако то, что человек живет в том же районе, в котором работает, не означает, что он обязательно выдаст займ своему знакомому. Перед тем как принять решение о выдаче, агент задает 39 вопросов. Мотивация самого агента зависит не от дружеских отношений, не от количества выданных средств, а от того, сколько ... 

FinRussia.ru








Читайте также

Больше новостей