Улюкаев считает, что ФНБ надо потратить

Фото: © Depositphotos.com/wpd911

Алексей Улюкаев, министр экономики, опубликовал в «Ведомостях» статью «Как сохранить богатство», в которой представляет свое видение экономической политики в новых условиях. По его мнению, новые западные санкции – повод подвести итоги посткризисных 2008-2014гг., а ФНБ пора потратить.

Министр пишет, что неизвестно, сколько это продлится, но какое-то время придется жить в той новой экономической реальности, которая сейчас сложилась. Возможности дешевого финансирования отрезаны, здоровое взаимодействие с западными инвесторами прекратилось, купить за границей современные технологии для основополагающих отраслей в данный момент нельзя – со всем этим надо научиться жить.  

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) в том виде, в котором они есть сейчас, сформировались в 2001-2007гг. – времена высокой инфляции и перегрева экономики. Тогда нужно было сдерживать рубль. Сейчас на ФНБ можно посмотреть как на особую форму национальных активов. Государству следует решить, в каком виде сохранить это богатство.

Можно пока не трогать нефть и поверить в то, что через 20 лет потомки извлекут ее для последующей монетизации. Но прогнозировать цены на нефть на два десятилетия вперед едва ли реально. Можно извлечь нефть и сделать ее ликвидным инструментом, чтобы превратиться в государство-рантье и верить, что потомкам тоже перепадет достаточно ресурсов. По мнению Улюкаева, для России второй вариант неприменим.

Зато есть третий вариант – использовать накопленные активы как инвестиции для тех проектов, которые через 20 лет (когда закончится нефть) станут альтернативным источником заработка. В связи с этим весь объем средств фонда в ближайшие годы надо направить в инфраструктурные и другие инвестиционные проекты.

В начале года средства в ФНБ составляли 2,9 трлн рублей. С учетом увеличенной с 40 до 60% квоты, которая может быть направлена на эти цели, в инфраструктурные проекты можно вложить свыше 1,7 трлн рублей. Уже решено выделить 300 млрд рублей на реконструкцию БАМа и Транссиба, а также строительство ЦКАД.








Читайте также

Больше новостей