Россияне не хотят покупать товары в кредит

Фото: © Depositphotos.com/evdoha

За первые 7 месяцев года рынок POS-кредитов (кредиты на покупку товаров) упал более чем на 15,7%. В августе объем таких кредитов впервые за текущий год остался неизменным (229 млрд рублей). Но, по мнению участников рынка, это вовсе не стабилизация, а всего лишь всплеск продаж после отпускного сезоны.

Традиционно POS-кредитование в период с января по апрель сокращается, но с мая начинается новый рост, и к августу временное сокращение компенсируется. Осенью в сегменте происходит резкий рост, пик которого достигается в декабре. В нынешнем году все по-другому. Возросшие требования ЦБ к уровню резервирования по необеспеченным кредитам, существенные риски и высокая закредитованность населения изменили традиционную динамику. Банки остро почувствовали опрометчивость своих кредитных решений в 2012г., когда многим заемщикам удалось получить по несколько кредитов. Сейчас макроэкономическая ситуация ухудшилась, и такие заемщики не справляются с кредитной нагрузкой, растут просрочки. Больше всего проблем возникает в сегменте потребительского кредитования, в том числе на рынке POS-кредитов.

Издание «Коммерсантъ» опросило лидеров сегмента. Несмотря на августовскую стабилизацию, участники рынка не ожидают дальнейшего улучшения. Александр Антоненко, директор департамента потребительского кредитования ХКФ-Банка, рассказывает, что замедлившееся в августе падение едва ли связано с усилиями банков. Временная стабилизация связана лишь с традиционным всплеском деловой активности после отпусков и подготовкой к школьному сезону. Он добавляет, что сейчас банки оптимизируют свои расходы и риски, сокращая присутствие в торговых сетях. В частности, ХКФ-Банк сократил портфель POS-кредитов на 6 млрд рублей, по сравнению с 2013г.

Дмитрий Жиздюк, старший вице-президент Альфа-Банка, тоже отмечает, что реальные основания считать, что тенденция сменилась, отсутствуют. Он напоминает, что POS-кредиты сильно подвержены сезонным колебаниям. Но если обычно во втором полугодии наблюдается рост продаж, то сейчас происходит снижение.

Сергей Земелькин, коммерческий директор FRG, оценивает нынешнею выдачу кредита на 20% меньше, чем год назад. Он не исключает некоторого роста к концу года, но считает, что его может быть недостаточно для компенсации происшедшего сокращения.  








Читайте также

Больше новостей