Россияне теряют уверенность в завтрашнем дне

Фото: © Depositphotos.com/AndreyPopov

Аналитический департамент Sberbank CIB и агентство рыночных исследований Cint подготовили очередной ежеквартальный обзор «Потребительский индекс Иванова». Опрошено 2,3 тыс. граждан в возрасте 18-65 лет, живущих 164 городах России с населением свыше 100 тыс. человек. Исследование показало, что потребительская уверенность жителей страны падает.

Показатель рассчитывается по методике, сходной с той, что использует при аналогичном исследовании Росстат, но респондентам задается больше вопросов, и погрешность результата составляет не более 2%. Индекс складывается из восприятия гражданами личного благосостояния за минувший год и в следующий год, национального благосостояния за те же периоды, условий для крупных покупок и общего значения. Общее значение индекса снизилось за 3-й квартал на 1 п.п. Упали все показатели, кроме «условий для крупных покупок».

Кроме того, граждане стали меньше сберегать. Если в июне сбережений не делали 37% опрошенных, то в сентябре таких людей стало 42%. Снизилась и средняя доля доходов, направляемая на накопления, – с 9,2 до 8,9%. Авторы исследования объясняют тенденцию повышением цен на продукты. По наблюдениям опрошенных, это повышение составило 11,5%. Последствия торгового эмбарго, в том числе в форме дефицита, почувствовали на себе 52%, хотя лишь 38% скорректировали в этой связи свою продуктовую корзину.

Иначе говоря, оптимизм 2-го квартала, подкрепленный геополитическими и спортивными победами, серьезно падает. Средний класс субъективно ощущает падение личного благосостояния, так как опасается инфляции, безработицы (24% респондентов заявили о сокращении персонала их работодателями) и ослабления рубля.








Читайте также

Больше новостей