НПФ не знают, как выполнять «антиотмывочный» закон

Фото: © Depositphotos.com/mars58

Закон 115-ФЗ («антиотмывочный») с лета прошлого года распространяется и на НПФ. Именно в отношении соблюдения этого закона в основном возникают претензии со стороны ЦБ при проверке НПФ. Теперь фонды обязаны идентифицировать клиентов и ежегодно обновлять эти данные, а также следить за операциями, сумма которых превышает 600 тыс. рублей. Данные своих баз НПФ должны сверять со списком Росфинмониторинга и при обнаружении «подозрительных клиентов» замораживать их пенсионные счета. Несоблюдение закона карается штрафами, о неоднократное нарушение – отзывом лицензии.

НПФ не имеют представления, как выполнять закон, изначально написанный для банков, а ЦБ не спешат давать разъяснения. Игнорировать требования закона тоже нельзя, так как его нарушение – наиболее частая причина отзыва лицензий у банков. Руководитель одного из крупных фондов рассказал, что их организация не располагает некоторыми сведениями о клиентах, но число этих клиентов превышает 1 млн человек, и каким способом обновить данные, непонятно.

Всего за 10 лет существования накопительной пенсионной модели в НПФ принесли свои средства 22 млн россиян. Большую часть клиентов привлекли агенты, не всегда работавшие добросовестно, в результате чего некоторые застрахованные даже не знают, что их перевели в другой фонд. Кроме того, указанный закон требует определенную форму идентификации, которую должен делать штатный сотрудник НПФ, а агент таковым не является. У клиентов НПФ нет необходимости регулярно посещать офис фонда, а потому держать широкую сеть отделений, как это делают банки и страховщики, фондам нет смысла. Дешевле привлекать агентов, но раз необходимо выполнять 115-ФЗ, такая схема работы не годится.

Одновременно у НПФ отсутствуют механизмы воздействия на клиента с тем, чтобы он  каждый год предоставлял данные о себе, а потому неясно, как обеспечить ежегодное  обновление данных. Росфинмониторинг рекомендует использовать имеющиеся законные способы получения информации – устные опросы, анкеты. То есть НПФ придется рассылать заказные письма, чтобы доказать, что они действительно пытались связаться с клиентов, а такие рассылки обойдутся в сотни миллионов рублей. Учитывая, что изначально технология продаж через агентов не предусматривала идентификацию, то у фондов может просто не быть актуальных адресов привлеченных таким образом клиентов.

Все эти сложности имеют целью не допустить отмывание незаконных доходов при формировании накоплений. Но до сих пор не определены признаки, по которым операция с пенсионными средствами может быть определена как подозрительная. Кроме того, этот закон написан для банков, в которых злоумышленник может снять средства со счета в любой момент, а в НПФ это сделать невозможно. Поэтому и требования для банков при слепом переносе на пенсионные фонды теряют смысл.

ЦБ совместно с Росфинмониторингом рассмотрит вопрос о внесении изменений в 115-ФЗ с учетом специфики деятельности НПФ, но напоминает, что, согласно принципам FATF, фондам следует «знать своего клиента» и активно участвовать в «противолегализационной» деятельности.

FinRussia.ru








Читайте также

Больше новостей