Банки прогнозируют смену предпочтений заемщиков

Фото: © Depositphotos.com/lightpoet

«Коммерсантъ» пишет, что крупные игроки банковского рынка готовятся к изменению потребительского поведения заемщиков. Ожидается падение спроса на электронику и бытовую технику с повышением спроса на обувь, одежду и мебель. Соответственно, изменится и соотношение спроса на соответствующие кредиты. Хотя мебель и шубы стоят дорого, в кризис эти товары покупают охотнее, чем телевизоры и телефоны.

Издание опросило лидеров в сегментах кредитования покупок. В первом квартале 2015г. ХКФ-Банк ожидает падение спроса на бытовую технику и электронику на 10%, Альфа-Банк – на 10-20%, Русфинанс-Банк – на 20%. ОТП-Банк не предоставил количественный прогноз, отметив лишь, что падение спроса «вполне возможно».

Банки готовятся хотя бы частично заместить выпадающий спрос кредитованием покупок обуви, одежды и мебели. Впрочем, на фоне общей экономической ситуации прогнозируется уменьшение покупок и в этих категориях. Дмитрий Жиздюк, директор по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка, рассказывает, что кредит на покупку одежды и обуви берут потребители с более низким доходом, нежели в секторе кредитования дорогой мебели и изделий из меха и кожи, но зато спрос на эту категорию стабильнее.

Продавцы обуви, например, уверены, что количество кредитов в этом сегменте будет расти. Весной-летом ожидается повышение цен на обувь примерно на 20%, поэтому покупки на всю семью будут ощутимы для кошелька, и потребители начнут чаще пользоваться возможностью оформить кредит или рассрочку. Уже во втором полугодии 2014г. обувные торговые сети отметили рост интереса банков к сотрудничеству.

С шубами все несколько иначе. Жиздюк объясняет, что кредиты на покупку изделий из кожи и меха рассчитаны на потребителей с более высоким доходом. Такие клиенты не так сильно ощущают изменения макроэкономической среды, поэтому спрос в этом сегменте более стабилен, чем в кредитовании бытовой техники.

Также в кризис потребители считают более полезными покупки мебели, нежели телефонов и телевизоров. Александр Воронин, глава департамента POS-кредитования Русфинанс-Банка, рассказывает, что покупка электроники, как правило, продиктована импульсным решением, а приобретение мебели планируется заранее, поэтому спрос более стабилен. К тому же, цены на электронику будут расти быстрее, чем стоимость мебели. Наконец, продажи мебели меньше подвержены фактору сезонности, чем  продажи одежды и обуви. Сейчас наблюдается рост продаж в кредит мебели.

Александр Антоненко, вице-президент и директор департамента потребительского кредитования ХКФ-Банка, отмечает, что сейчас на кредитование покупок бытовой техники и электроники приходится 55% портфеля POS-кредитов. Остальные 45% – это кредиты на покупку одежды, обуви, стройматериалов, мебели, оплату услуг. Но ожидается, что в первом квартале 2015г. доля кредитов на электронику по отношению к другой части портфеля снизится минимум на 50%. Портфель POS-кредитов Альфа-Банка всего на 30% состоит из кредитования бытовой техники, ссуды на мобильные телефоны составляют менее 10%, и ожидается, что этот сегмент сократится до 5-6%. В Русфинанс-Банке текущая доля таких кредитов составляет 30%, и прогнозируется ее сокращение до 25%.

Хоть банки и предпринимают активные действия по замещению выпадающих кредитов, но в успехе такого мероприятия не уверены. Остается лишь надеяться, что изменение акцентов поможет хотя бы частично поддержать прежний объем портфелей. Строить планы мешает неопределенность, так как неизвестно, сколько еще продлится действие санкций, и каков будет масштаб их влияния на экономику страны.

FinRussia.ru








Читайте также

Больше новостей