Финансовые пирамиды вернулись

Фото: © Depositphotos.com/ngaga35

«Газета.Ru» предупреждает о том, что россияне могут снова попасть в ловушку финансовых пирамид. Паника и недоверие к банкам в условиях нынешней экономической нестабильности создают все условия для этого.  

За последние месяцы в одном только Краснодарском крае лопнули три пирамиды. Самой известной была «Алмида», которая позиционировалась как инвестиционный фонд, работающий с Форексом. Жертвами «Алмиды» стали свыше 50 тыс. человек.

Михаил Велигодский, директор Краснодарского регионального общественно-государственного фонда по защите инвесторов, рассказал, что, по подсчетам экспертов, даже в благоприятных экономических условиях примерно раз в 20 лет возникает всплеск финансовых пирамид. Нынешнее поколение молодых людей, не знавшее «Хопер-Инвеста» и «Русского дома Селенга», могут стать жертвами новой волны. Граждане присоединяются к сомнительной системе, будучи уверенными, что смогут сорвать куш и вовремя выйти, но мало кому это удается. Если на Западе молодежь прислушивается к мнению старшего поколения в финансовых вопросах, и жертв пирамид гораздо меньше, то в Восточной Европе пожилые люди остались и без денег, и без влияния на молодых.

При этом теперь создатели пирамид действуют тоньше. Они реалистично описывают источники возникновения высокой доходности, оперируя понятиями «фондовый рынок», «инвестиции» и «супертрейдер». Иногда они даже не скрывают, что являются пирамидой, но граждане все равно несут им свои деньги. Людей, обладающих навыками работы на финансовом рынке, очень мало, но все слышали по телевизору или читали в Интернете, что такие рынки существуют, а потому есть почва для доверия.

Долгое время пирамида может маскироваться под законно действующую организацию. Не так давно некий интернет-магазин предлагал купить айфон с хорошей скидкой. Некоторые клиенты действительно получили настоящий гаджет, а другие так его и не дождались, потеряв деньги. Велигодский подчеркивает, что многие финансовые пирамиды изначально таковыми не являлись. На путь мошенничества их толкнуло неумелое распоряжение средствами.

20 лет назад пирамиды продвигались в основном с помощью телевидения, потому что тогда люди еще верили рекламе. Теперь граждане верят только своим знакомым, поэтому используются схемы сетевого маркетинга и «сарафанного радио» в Интернете. Велигодский сетует, что пирамиды уничтожат и этот узкий круг доверия.

Татьяна Суржикова, начальник управления по фондовому рынку департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края, объясняет, что солидная организация не может сделать «сарафанное радио» основным источником новых клиентов. Более того, если сравнивать с сетевым маркетингом, то добросовестные сетевики спокойно проживут без постоянного большого притока новых клиентов, так как товар имеет ценность сам по себе и может продаваться внутри сети. Пирамиде же постоянно нужны новые вкладчики, за счет которых выплачиваются проценты.

Еще один признак пирамиды – сильно завышенный процент, по сравнению с условиями банковских депозитов. Организация должна четко объяснить, когда и каким образом вложенные средства вернутся с прибылью. Если она не может этого сделать, лучше не рисковать. Наконец, использование в рекламе названий, логотипов и цветовой гаммы известных компаний тоже должно насторожить.

Велигодский добавляет, что в условиях надвигающегося кризиса в зоне риска оказываются микрофинансовые организации. По словам представителей ЦБ, 10% существующих МФО являются откровенными пирамидами.

Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ, несколько месяцев назад заявлял, что ответственность за учреждение финансовых пирамид появится в Уголовном и Административном кодексе с наказанием в форме лишения свободы сроком до 6 лет. В 64 ведущих стран мира пирамиды официально запрещены.








Читайте также

Больше новостей