Могут ли банки повысить ставки по выданным кредитам

Фото: Depositphotos.com/Vicdemi

Коммерческие банки получили от Центробанка разъяснения относительно процедуры одностороннего повышения ставок по ранее выданным кредитам, пишут «Известия». Из документа, разосланного регулятором, следует, что повысить ставку по кредиту в одностороннем порядке банки могут лишь в двух случаях: если заемщик свыше 30 дней игнорирует обязанность по страхованию, и если в кредитном договоре прописана возможность изменения процентной ставки.

Разъяснения ЦБ относятся ко всем кредитным программам, которые предполагают страхование заемщика. Обязательное страхование действует только в случае с ипотекой. Все остальные кредиты могут выдаваться и без страховки, но, как правило, клиентам, отказывающимся оформлять страховой полис, банки предлагают займы под более высокие проценты, так как такое кредитование для них связано с дополнительными рисками.

В соответствии с законодательством, в случае невыполнения клиентом банка обязанности по страхованию свыше 30 дней, кредитная организация имеет право пересмотреть процентную ставку по выданному кредиту в сторону увеличения. Аналогично банк может поступить, если договор страхования был расторгнут клиентом.

Страховка может оформляться заемщиком в момент подписания кредитного договора, но не редки случаи, когда страховой полис приобретается после регистрации имущества. На выполнение этой процедуры отводится 30-дневный срок. В случае, если за это время получатель ипотеки не оформил страховку, банк вправе расценить это как невыполнение условий договора.

По словам Натальи Коняхиной, возглавляющей департамент ипотечного и потребительского кредитования СМП-банка, в случае отказа заемщика от страхования, банк может поднять ставку по кредиту на 5–10 п.п., в результате чего увеличиваются ежемесячные платежи, которые должен совершать получатель займа. Однако, как отмечает Коняхина, обычно заемщики стараются выполнять свои обязанности по страхованию, поскольку страховка снижает не только риски банка, но и риски самого заемщика.

Как сообщила заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская, в 2014г. расторгнуть действующий договор страхования захотели порядка 15% получателей кредитов. Однако, по словам Светланы Повикаловой, возглавляющей управление розничных продуктов Локо-банка, в связи с тем, что доходы населения снижаются, число заемщиков, отказывающихся от услуг страхования, растет.

FinRussia.ru








Читайте также

Больше новостей