На рынке POS-кредитования появились бесплатные кредиты

Фото: Depositphotos.com/ginasanders

Крупные торговые сети все чаще предлагают приобретать жизненно важные товары в кредит. Как правило, эти займы предоставляют микрофинансовые организации. Как работает этот вид кредитования или стоит ли прибегать к такому заимствованию?

В Frank Research Group отмечают, что за первые 4 месяца 2016 года количество новых POS-кредитов (займы, которые оформляются в торговой точке для покупки товара) увеличилось на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Глава FRG Юрий Грибанов отмечает, что такой рост вызван низкой базой, поскольку 2015 год был крайне неудачным для данного сегмента кредитования.

Впрочем, спрос на кредиты также был вызван программами «беспроцентных» рассрочек и различными акциями. Их проводили совместно с банками, и займы предлагались не только на покупку бытовой техники и дорогостоящей электроники, но также на приобретение относительно недорогих товаров – обуви, детских игрушек и даже продуктов питания. Например, в мае в сети «Утконос» стало возможным покупать продукты в кредит. В феврале подобную программу запустила крупная сеть супермаркетов «ВЛ-Март», которая работает в Приморье. Причем в этой сети можно купить в рассрочку даже алкогольную продукцию. Безусловно, это далеко не все компании, которые подобным образом стремятся увеличить объем продаж.

Банки не проявляют особого интереса к мелким кредитам, кроме того, их руководство не видит потребности в данном продукте на рынке. Именно поэтому сейчас в большинстве случаев POS-кредитование обеспечивают микрофинансовые организации.

Замдиректора саморегулируемой МФО «МиР» Андрей Паранич отмечает, что сейчас POS-кредиты являются растущим сегментом кредитования для микрофинансовых организаций. Их активно используют компании, которые входят в состав СРО «МиР». Эти организации предоставляют кредиты на оплату товаров и услуг в розничных сетях.

Почему некоторые компании предлагают беспроцентные займы и другие льготные условия? Дело в том, что торговые сети предоставляют кредитным организациям, которые фактически оплачивают покупку, скидку на товары. Если покупатель приобрел продукцию на 5000 рублей, то магазин предоставит кредитору скидку, и он заплатит 4500, а покупатель вернет ему 5000. Так формируется доход МФО, а заемщику не приходится переплачивать.

Впрочем, объем просрочек по POS-кредитам по-прежнему достаточно высокий (24,8%). Коллекторам удается вернуть в среднем 50% долгов после трех месяцев работы. Недобросовестных заемщиков ждут большие штрафы – их размер прописывается лишь в договорах, которые заключаются непосредственно в торговой точке. Как правило, штрафные санкции очень крупные, поэтому покупатель должен внимательно изучить все пункты договора, чтобы оценить риски и понять, действительно ли ему нужен этот кредит. 

Петр Трофимов








Читайте также

Больше новостей