Что такое основные средства

Как учитывать основные средства Фото: © Depositphotos.com/Speedskater, Nomadsoul1

Понятием «основные средства» в бухгалтерии обозначается та часть имущества компании, цель которой быть использованной в непосредственной деятельности предприятия в течение длительного времени, как минимум, года. Такое имущество используется при непосредственном производстве продукта компании, а так же в процессе выполнения организацией работ (оказании соответствующих работ), если функционал компании не подразумевает производства чего-либо. Кроме того, основные средства официально могут быть использованы в целях управления предприятием.

Классификация понятия «основные средства»

Так что такое основные средства, какое имущество может быть зарегистрировано как основные средства? В официальных определениях это то имущество, которое отвечает одновременно целому ряду аспектов:

  • Данное имущество должно использоваться при непосредственном осуществлении деятельности организации. Будь то производство, оказание предусмотренных услуг заказчикам, или выполнение характерных для компании работ. Кроме того, основное имущество может выделяться сторонним организациям в пользование на время за определенную плату на некоторый срок для эксплуатации или во временное владение;
  • Имущество основной собственности считается таковым, если предназначено для обычного пользования или используется более года;
  • Если имущество предназначено для определенного цикла действий, необходимых для деятельности компании, и данный цикл длится более 12 месяцев;
  • Данное имущество не может быть использовано для последующей перепродажи;
  • Имущество предназначено для привлечения/извлечения дохода организации.

В Положениях по бухучету, в разделе 6/01, об учете основных средств организаций, к видам имущества, которое можно учитывать как основные средства предприятия, могут относиться следующие виды собственности: строения, конструкции, автомобили всех видов, станки, специфическое оборудование, специальные устройства и приборы для измерения и регулировки, жилые здания, компьютеры и иная оргтехника, соответствующий инвентарь и инструмент, все виды скота, многолетние растения, иные разновидности основных фондов, представляющих собой материальную ценность, способные приносить доход.

Если имущество, причисленное к основным средствам предприятия, предназначено и используется непосредственно для передачи во временное владение и для эксплуатации за денежное вознаграждение, с целью привлечения дохода именно таким способом, то в бухучете данный вид имущества отражается как доходные вложения в материальные ценности предприятия. Предприятие самостоятельно определяет, что такое основные средства для него, и как они будут использоваться для извлечения дохода.

Как учитываются основные средства организаций

Кроме общепринятых основных средств к ним могут относиться вложения, призванные улучшать коренным образом земельные участки. Например, оборудование для проведения осушения, орошения и мелиорации земель. Взятые в аренду природные ресурсы так же считаются основными средствами, если призваны приносить доход.

Финансовые расходы предприятия, использованные для приобретения будущих источников осноных средств, отражаются в учете в соответствующих пунктах:

08 – «Вложения во внеоборотные активы»;

08.1 – «Приобретение земельных участков»;

08.2 – «Приобретение объектов природопользования»;

08.3 – «Строительство объектов основных средств»;

08.4 – «Приобретение объектов основных средств».

Основные средства могут использоваться с целью получения дохода на протяжении всего срока службы, или если этот срок составляет не менее года. Сроки обязательно учитывается в бухгалтерии, при определении того или иного имущества, как части основных средств компании.

Порядок начисления амортизации по основным средствам

По основным средствам предприятия, зарегистрированным таковыми, всегда производится обязательное начисление амортизации. Если имущество из части основных средств относится к одной категории, то амортизация может насчитываться разными способами, но это происходит всегда.

Впервые амортизация на имущество из ряда основных средств производится в месяце, следующем за тем месяцем, когда объект был впервые учтен как часть основных средств предприятия. И длится начисление амортизации вплоть до абсолютного погашения финансовых расходов на покупку данного объекта собственности.

Лизинг и аренда для приобретения объектов основных средств предприятия

Любая организация, расширяя имущественное владение с целью расширения и увеличения прибыли, на начальном этапе может столкнуться с недостатком собственного финансирования, то есть не всегда в состоянии сразу купить те объекты, которые в последующем непременно принесут ощутимую прибыль. Если это случается, предприятие может рассмотреть для себя арендные отношения. В этом случае нет необходимости полностью выплачивать стоимость имущества, есть возможность взять его в аренду, оплачивая лишь время владения и пользования им по договорной стоимости.

Аренда может быть текущей или долгосрочной. Виды аренды разделяются по времени использования арендуемого объекта. При заключении договора текущей аренды, как правило, устанавливается первоначальный срок аренды на 12 месяцев, с возможностью в будущем пролонгировать договор, изменив его условия. При заключении договора на долгосрочную аренду имущества, изначально устанавливается срок эксплуатации объекта свыше 36 месяцев, и фиксируются условия, на которых договор будет осуществляться. При этом арендуемый объект продолжается числиться на балансе арендодателя, являясь его основной собственностью. Оплату налога на владение данным объектом и начисление амортизации производит также арендодатель. Порядок начисления амортизации на сдаваемый в аренду объект не изменяется, и арендодатель вправе самостоятельно определить вид деятельности по данному договору. Будет ли считаться сдача имущества в аренду основной деятельностью предприятия, или же будет считаться, как прочие операции организации.

FinRussia.ru








Читайте также

Больше новостей