Как возникло понятие «цена», и что это такое

Какие бывают цены Фото: © Depositphotos.com/pogonici, ridofranz

Цена – это экономическая категория, которая сформировалась многие поколения назад. Если обобщить все распространенные понятия, то, можно сказать, что цена – это то количество материальных благ, которое продавец готов отдать покупателю за его товар либо услуги. Исторически сложилось так, что при обмене всегда устанавливался определенный уровень. Деньги, в современном понимании, не всегда были способом оплаты производства либо услуг. Но впоследствии эволюции рыночных отношений они приняли более удобную форму и продолжают развиваться в современности. Цена всегда неотъемлемо связана с денежным оборотом.

Итак, давайте более подробно рассмотрим, что такое цена и какие факторы оказывают на нее влияние.

Что такое цена, и какие ее функции

Согласно экономической теории существует 4 функции цен: учетная, стимулирующая, перераспределительная, балансирование спроса и предложения. Учетная функция направлена на сопоставление различных благ, которые не имеют сравнения в плане потребительских характеристик. Макроэкономические и отраслевые показатели определяются лишь в ценностном выражении.

Роль стимулирующей функции в поощрении и стимулировании различных сфер производства. К примеру, государство может снять некоторые сдерживающие механизмы для развития нового производства. Одновременно с этим возможен вариант сдерживания роста другой продукции для развития необходимой.

Перераспределительная функция необходима для сбалансированного функционирования различных сфер экономики. Например, государство поддерживает высокие цены на алкогольные и табачное продукты, значительно более высокие, чем затраты на их производство. Благодаря этому цены на продукцию первой необходимости остаются низкими и доступными. Происходит перераспределение денежных средств между отраслями, регионами, хозяйственными звеньями.

Функция балансирования осуществима при учете определенного уровня цен. Цена выполняет роль общественного регулятора. Для нормализации регулирования производства цена является главным фактором стабильности.

Какие бывают цены

Также цены подразделяются на несколько видов. Это мировые, межрегиональные, внешнеторговые и внутренние.

Мировые цены имеют глобальный характер, они приравниваются к различным курсам и стандартам. Внешнеторговые цены более структурированы, но направлены на взаимодействие с иностранными рынками. Межрегиональные цены характеризуются менее масштабными изменениями и более четко привязаны к определённому, фиксированному уровню. Внутренние цены четко формируются на государственном уровне.

Также они цены делятся на оптовые, розничные и закупочные.

Оптовая цена – это цена, установленная на товар в больших объемах. Она сформирована для последующих перепродаж при закупках какого-либо продукта. Розничная цена устанавливается для товара, предназначенного для мелкого потребления и в малых количествах. В розничную цену также могут включаться издержки на производство какой-либо продукции. Закупочная цена – это вид оптовых цен, предназначенный, в первую очередь, для масштабных закупок в условиях внутреннего рынка.

Как регулируется ценообразование

Государственное регулирование ценообразования является важнейшим фактором. Государство воздействует на ценовую политику посредством косвенного и прямого вмешательства. Прямые способы выражены в установлении определенного уровня цен.

Косвенные формируют уровень заработных плат, создают условия для определенных налоговых и валютных операций. Еще существует ценовая политика предприятия. Она направлена на оптимизацию производственного процесса, оплату труда работникам, выбор рыночных условий для сбыта продукции.

В формировании ценовой политики существует три основных цели.

Обеспечение сбыта. Для предприятия это является главной целью в производственном процессе. В условиях конкуренции производитель пытается найти свою нишу и формирует оптимальные цены для продажи своей продукции. Основной метод – это занижение цен. К этому способу обращаются не только новые фирмы либо предприятия, но и стабильные, устойчивые компании. Главной целью является насыщение рынка товаром собственного производства.

Максимизация прибыли. В этом случае фирма делает анализ рынка и оптимизирует цену на товар для максимизации прибыли.

Удержание рынка. Для этого происходит оценка существующего положения фирмы и ее конкурентов. Вырабатывается стратегия оптимального производства и сбыта продукции.

На систему ценообразования влияют и такие важные факторы как покупательная способность денежной единицы и курс иностранных валют по отношению к ней. Ценовой фактор всегда является основным показателем при совершении экономических сделок.

Государственное регулирование цен обеспечивается финансовыми инструментами. Они направлены на поддержание национальной валюты и ее укрепление на международном рынке. Система ценообразования формируется в условиях рынка и зависит от множества факторов.

FinRussia.ru








Читайте также

Больше новостей