Как заполнить бухгалтерский баланс правильно?

Как заполнить бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – это отчет о финансовых результатах деятельности и финансовом состоянии организации на определенную дату. На основании данных бухгалтерского баланса осуществляется анализ и оценка платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости организации, темпов увеличения ее собственного капитала.

 

Бухгалтерский баланс: основные определения, понятия, содержание

Чтобы понять, как заполнить бухгалтерский баланс, нужно знать, что форма баланса имеет вид двусторонней таблицы. Левая сторона таблицы называется активом, правая - пассивом. В активе отображаются экономические ресурсы, рассматриваемые как возможные доходы, которые фирма может получить в будущем в результате их использования. Активы подразделяются на оборотные и внеоборотные. В пассиве отражены источники формирования средств, которые подразделяются на собственный капитал и привлеченный (обязательства, или кредиторская задолженность).

Активы и пассивы отражаются в форме баланса в разбивке по видам, составу и размещению. Отдельные показатели (строки) актива и пассива называются статьями бухгалтерского баланса.

В зависимости от срока обращения активы и пассивы подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Срок обращения (погашения) краткосрочных составляет не более 12 месяцев с отчетной даты либо не больше продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все прочие активы и пассивы относятся к долгосрочным.

Главный принцип бухгалтерского баланса – сумма активов в любой момент времени должна соответствовать сумме пассивов. Это обуславливается принципом двойной записи, когда одна и та же операция отражается по кредиту одного счета и дебету другого. Если баланс составлен правильно, то итоги обеих сторон таблицы будут равны.

Бухгалтерский баланс имеет форму, состоящую из пяти разделов, два из которых относятся к активам и три – к пассивам.

 

I. Внеоборотные активы:

  • Нематериальные активы.
  • Основные средства.
  • Незавершенное производство.
  • Доходные вложения в материальные ценности.
  • Долгосрочные финансовые вложения.
  • Отложенные налоговые активы.

II. Оборотные активы:

  • Запасы (сырье, материалы, товары, готовая продукция, расходы будущих периодов).
  • НДС по приобретенным ценностям.
  • Дебиторская задолженность.
  • Краткосрочные финансовые вложения.
  • Денежные средства.

 

III. Капитал и резервы:

  • Уставный капитал.
  • Собственные акции.
  • Добавочный капитал.
  • Резервный капитал.
  • Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

 

IV. Долгосрочные обязательства:

  • Займы и кредиты.
  • Отложенные налоговые обязательства.

 

V. Краткосрочные обязательства:

  • Займы и кредиты.
  • Кредиторская задолженность.
  • Доходы будущих периодов.
  • Резервы предстоящих расходов.

Разделы и статьи в структуре баланса расположены в определенной последовательности – по мере роста ликвидности средств.

 

Правила заполнения бухгалтерского баланса

Перед тем, как заполнить бухгалтерский баланс, нужно сделать проводки по всем хозяйственным операциям за данный период, затем сформировать главную книгу (оборотно-сальдовую ведомость). Статьи баланса заполняются на основании сальдо по счетам, отраженного в главной книге.

При составлении баланса нужно соблюдать следующие правила:

  • данные бухгалтерского баланса на начало отчетного года должны находиться в соответствии с данными конца прошлого года
  • не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме тех случаев, когда он предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету
  • данные соответствующих статей бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными расчетов, обязательств и инвентаризации имущества.

Суммы в статьях бухгалтерского баланса указываются в тысячах рублей без десятичных знаков.

 

Последовательность действий

Сначала на основе данных баланса за предыдущий финансовый год заполняется графа «на начало отчетного периода», затем заполняется графа «на конец отчетного периода», начиная с первого раздела, по каждой его статье, и проставляется итог по первому разделу. Затем заполняется второй раздел и выставляется сумма баланса по двум разделам. Аналогичным способом заполняются все три раздела пассива.

В результате суммарные итоги статей баланса по активу и пассиву должны быть равны между собой.

FinRussia.ru








Читайте также

Больше новостей Сергей Данилов,