Налоговый маневр увеличит цены на бензин

Правительство одобрило налоговый маневр, в результате которого нефтяники ощутят рост налоговой нагрузки, а потребители — повышение цен на бензин.

Сегодня Госдума во втором и третьем чтениях рассматривает поправки в Налоговый кодекс и закон о таможенном тарифе, которые перераспределяют налоговую нагрузку на нефтяников. Вчера условия налогового маневра сначала были обсуждены на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, потом на заседании правительства.  Окончательное утверждение состоялось на заседании бюджетного комитета Госдумы. Как рассчитывает Минфин, за три года бюджет дополнительно получит 175 млрд рублей: сниженные экспортные пошлины  будут компенсированы повышением НДПИ.

В 2014 году от замораживания железнодорожных тарифов у нефтяников высвободится 25-27 миллиардов рублей, которые необходимо перераспределить на другие цели бюджетной системы.

Минэнерго выступило против данного маневра, оно оценивает утраты нефтяной отрасли в 75 млрд рублей в год. По мнению аналитиков, на снижение прибыли нефтяники ответят увеличением цен на нефтепродукты.  К тому же приведет и снижение пошлин: ставка за 1 тонну уменьшится на $58, настолько же повысится и внутренняя цена нефти, упадет маржа НПЗ. Маневрирование (снизить пошлину не только на нефть, а и на дизельное топливо) как раз призвано восполнить убытки от снижения пошлины для тех компаний, которые не имеют собственной добычи или же ее объем меньше объема перерабатываемой.

Кроме Минэнерго, не согласна с проведением маневра и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая боится значительного подорожания топлива. Существенный рост цен может случиться уже в первый год, отмечает Дмитрий Махонин, начальник управления ТЭК ФАС. Нефтяникам не грозит замораживание цен, ибо в рыночной экономике это невозможно. Федеральная антимонопольная служба считает, что экспортный паритет — это потолок, а внутренние цены должны быть ниже на 7-10%.

Однако нагрузка на нефтяников может измениться не только в связи с налоговым маневром. В 2015 году планируется увеличить экспортную пошлину на темные нефтепродукты до 100% от нефтяной (ныне 66%), что даст бюджету в 2015-2016 годах еще 484,8 млрд рублей. Отрасль не согласна с повышением пошлины. Прошедшее увеличение пошлины на мазут должно было привлечь нефтяников к более активной модернизации НПЗ (доля мазута — 28%). Процесс запустили, но перейти на более качественные продукты заводы до 2015 года не успевают, а значит, это приведет к закрытию 5-7 заводов.

FinRussia.ru








Читайте также

Больше новостей