Правительство ищет деньги для президента

Сегодня комиссией правительства по бюджетным проектировкам должен быть утвержден проект бюджета страны на 2014-2016 годы. Он рассчитывался в соответствии с новым прогнозом экономического развития страны: рост российской экономики в нем будет ниже, чем запланировано, цены на нефть не изменятся, фонд зарплат и прибыль предприятий падают.

В результате, подготавливая бюджет, Минфин столкнулся с парой проблем. Первая заключается в том, что доходы сократятся в 2014-2015 годах  на 1,5 триллиона рублей. Вторая — для выполнения предвыборных обещаний президента Владимира Путина потребуется 2,1 триллиона рублей дополнительных расходов.

Сократить доходы и рост расходов можно было за счет увеличения государственного долга или покрытием из резервного фонда. Но председатель правительства и президент решили, как говорил министр финансов Антон Силуанов в конце августа, что дефицит увеличивать нельзя. Таким образом, необходимо было урезать расходы.

По словам Татьяны Нестеренко, первого замминистра финансов, в ближайшие три года расходы ведомств (кроме Министерства бороны)  будут сокращены на 5% , а бюджетных автономных учреждений — на 2%. Это сэкономит федеральному бюджету 624 миллиарда рублей.

Другим источником экономии расходов бюджета будут зарплаты военных и государственных служащих, а также прокуроров и судей. В 2014 году их зарплаты не будут индексироваться, что за три года даст правительству экономию 283 млрд рублей. Вместе с заморозкой тарифов монополий эта мера замедлит рост издержек в экономике.

Регулярная индексация касается лишь окладов и их повышение будет заморожено, в то же время это не касается повышения премиального фонда федеральных ведомств. Реформа финансирования государственных служащих в 2014 г. предполагала повышение премиального фонда, и средства на это в бюджете есть.

По прогнозам экономистов в 2014 году  в номинальном выражении расходы федерального бюджета вырастут на 4,4%, что меньше прогноза инфляции (4,5-5,5%). Вначале сокращение расходов бюджета может замедлить экономический рост, даже есть риск рецессии — ВВП может упасть до 1%. Но потом снижение расходов может обернуться снижением банковских ставок и инфляции, что обеспечит здоровый экономический рост.

Уменьшение ненефтегазовых доходов увеличивает зависимость бюджета от  газа и нефти. Если по нынешнему закону о бюджете ненефтегазовый дефицит с 9,7% ВВП в 2013 году должен был снизиться до 8,4% в 2015 году, то сейчас в 2015 году составит 9,6%, а в 2016 году — 8,5%.

Риск разбалансировки бюджета в случае падения нефтегазовых доходов остается высокими, но и из ненефтегазового дефицита не стоит делать культа. Если он будет меньше всего на два-три процентных пункта - это снизит риски совсем ненамного.








Читайте также

Больше новостей