Ценовая дискриминация это монополистическая продажа товара по разным ценам различным покупателем. Отличия в ценах не связаны с их затратами. Происходит назначение цены спроса для различных продавцов. Монополия заинтересована в повышении выпуска продукции либо оказании услуг, если она проводит политику ценовой дискриминации
(это практика установления различных цен на одинаковый продукт, не оправданная различиями в издержках).
В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация неосуществима, конкурентные отношения неизбежно приведут к возникновению единой цены на продукт или услугу. Она может осуществляться только на рынке несовершенной конкуренции и главным образом на монополистическом рынке.
Ее проведение предполагает:
- Наличие существенных различий в эластичности спроса по цене у отдельных групп потребителей;
- Исключается перепродажа товаров, их свободное передвижение с дешевого рынка на дорогой, что особенно характерно для рынка услуг.
Для того чтобы ценовая дискриминация имела место на рынке должны быть особые условия. У продавца должна быть возможность разделения потребителей на группы, обращая внимание на эластичность спроса на ценности.
- Более высокая цена предусмотрена для потребителей с низким спросом.
- Она не может быть осуществлена при перепродаже товаров с одного рынка на другой, так это будет причиной установления единой цены.
- Покупатели должны иметь одинаковые характеристики
Три степени ценовой дискриминации
1-я степень - совершенная дискриминация состоит в том, что покупателям устанавливается своя цена, которую они могли бы заплатить за каждую единицу. Происходит изъятие потребительского излишка в пользу монополиста.
2-я степень - различные цены устанавливаются на каждую партию продукции. Она осуществляется в виде ценового дисконта или скидок с цены партии товара.
3-я степень - дифференциация рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена реализации.
Позитивное в ценовой дискриминации:
- увеличивается объем продаж до конкурентного;
- воспроизводство товаров и услуг, которые в другой ситуации не могли бы воспроизводиться;
- сглаживание различия в доходах.
Негативное:
Неэффективное перераспределение ресурсов между отраслями и регионами. В любом случае нужен действенный контроль государства.