Малый бизнес может получить 1 трлн рублей от участия в госзакупках

По расчетам Министерства экономического развития, предприятия, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, могут получить дополнительно около 1 трлн рублей, если начнут активнее участвовать в госзакупках. Предполагается, что для крупных государственных компаний будут созданы специальные партнерские программы, по которым им придется выплачивать 30-процентный аванс подрядчикам из сферы малого и среднего предпринимательства. Как пишет «РБК», государственные монополии восприняли подобные инициативы без оптимизма.

Согласно планам по стимулированию участия небольших коммерческих предприятий в выполнении госзаказов, к концу нынешнего года их доля в системе госзакупок должна будет увеличиться с 10 до 15 процентов. А к концу 2015 года они должны обеспечивать выполнение четверти всех заказов.

Также «дорожная карта» предполагает увеличение доли малого и среднего бизнеса по прямым закупкам с 2% до 5%, а еще спустя год – до 10%. Документ подписан заместителем главы Минэкономразвития Евгенией Елиной и направлен в правительство.

Такие компании как «Автодор», «Россети», Газпром, РЖД должны выработать партнерские программы, соответствии с которыми будет осуществляться сотрудничество с малыми предприятиями. В них должны быть прописаны понятные параметры аккредитации МСП в качестве исполнителей госзаказов. Кроме того, государственным корпорациям рекомендуется включить в программы пункт о 30-процентной предоплате.

Эксперты отмечают, что система государственных закупок ориентирована, прежде всего, на крупный бизнес. Зачастую она концентрируется на интересах «дочек» госкоманий, размещающих заказы. Кроме того, по мнению вице-президента «ОПОРы России» Владислава Корочкина, в госкорпорациях существует внутренняя коррупция, которая перекрывает малым и средним предприятиям доступ к получению контрактов.

Отмечается также, что особенность участия представителей малого бизнеса в закупках правительство должно было описать еще в минувшем году. Но госкорпорации оказали сопротивление, и процесс затянулся.

По мнению Сергея Дашкова, возглавляющего профильную рабочую группу  Национальной ассоциации института закупок, добиться прогресса, описанного в «дорожной карте», в те сроки, которые ей предусмотрены, почти невозможно. Крупные компании с государственным участием не хотят увеличивать число контрактов, заключаемых с МСП.